«Тви́ттер» (Twitter, от англ. to twitter — «чирикать, щебетать, болтать») — социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями или сторонних программ-клиентов для пользователей интернета любого возраста.
Визитка химического элемента или химического вещества
Для оформления в занимательной форме краткого опорного конспекта химического элемента, химического вещества, класса соединений и пр. можно использовать сервисы, предназначенные для создания электронных визиток. Создание визиток можно использовать в качестве задания для учащихся на уроке, для домашнего задания, для дистанционного обучения.
В рамках мастер-класса "Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ" на сайте "Сеть творческих учителей" была обсуждена методика подготовки школьников к выполнению заданий С1, С2 и С3 в ЕГЭ, а также материал, несколько превышающий уровень ЕГЭ.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Технологическая карта урока по ФГОС - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Урок - регламентированный (в первую очередь временными рамками), ресурсообеспеченный, управляемый, системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата.
Материал о структуре, конструировании, технологических картах, требованиях к уроку, размещен на странице "Уроки".
Таксономия Блума - вариант классификации педагогических целей
Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения.
Она делит образовательные цели на три сферы:
когнитивную;
аффективную;
психомоторную.
Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно.
Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере.
Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.
Таксономия Блума считается базовой и существенной темой в сфере образования. Существует множество заблуждений по поводу неё, возможно, потому что информация о ней искажается, когда люди узнают о ней друг от друга. Сам Блум считал свою книгу «одной из наиболее цитируемых, но наименее читаемых книг в педагогике США».
Педагогическая диагностика в обучении - требование ФГОС
В традиционной дидактике наряду с родовым понятием контроль, выделяют составные понятия – проверка, оценка и учет знаний.
В современной дидактике контроль, проверка и оценка результатов обучения трактуется как педагогическая диагностика.
Контроль - это операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями, стандартами.
Проверка - процесс выявления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. Проверка – это составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Учет успеваемости – это фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
Оценка – это суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком, от нее зависит вся ориентировочная и вообще любая деятельность в целом.
Отметка – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату.
Согласно закону РФ «Об образовании», основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования являются государственные образовательные станда
... Читать дальше »
Существует внешняя мотивация (стимул), напрямую не связанная с учебной деятельностью детей (игра, похвала, занимательность и т.п.).
Наиболее продуктивна внутренняя мотивация, связанная с индивидуальными особенностями мышления человека.
Структура мышления представляет собой пересечение его пяти основных подстрvктур: топологическая, проективная, порядковая, метрическая, алгебраическая (композиционная).
В зависимости от того, какая из подструктур мышления доминирует у человека, тот аспект деятельности, вопрос, решение, он выбирает (вычленяет, замечает) в первую очередь.
Люди с одинаковыми доминирующими подструктурами мышления лучше и быстрее находят общий язык, а у представителей разных – возникают проблемы понимания. Поэтому когда учитель излагает материал, опираясь на свою доминантную подструктуру, его понимают дети, с той же доминантой, а остальные понимают с большим трудом. И, наоборот, учитель не всегда понимает представителей других подструктур, считая их несообразительными.
Аналогичная ситуация складывается когда мы читаем какую-то книгу, учебник. Наша доминанта может не совпадать с доминантой автора.
Один из метапредметных результатов образования звучит так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах», а в стандарте основного образования один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».
Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. А.А. Леонтьев пришел к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта.
В соответствии со стандартами второго поколения на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ:
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В отличие от знаний – информации, присвоенной человеком, - компетентность существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
В отличие от умения – подготовленности к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки, - компетентность переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности.
В отличие от навыка – действия, выполняемого автоматически, - компетентность связана с осознанием деятельности.
От всех перечисленных выше результатов образования компетентность отличают следующие признаки:
компетентность является интегрированным результатом образования;
компетентность формируется и проявляется исключительно в деятельности.
Классификация УУД, рекомендации по развитию УУД, задания из учебника для формирования УУД размещены на странице "Школьное образование. ФГОС, УУД".
Jimdo (бесплатный тариф) подходит для создания упрощенного блога. Весь его функционал настроен под легкую детальную настройку. Редактирование происходит в реальном времени, просто и наглядно. Интерфейс редактора весьма красив и удобен.
blogspot и sites - платформы для дистанционного обучения на основе аккаунта Google
Блогспот весьма очень легок в понимании функционала и его применении. Хорош для начинающего блоггера как учебный и экспериментальный плацдарм.
Конструктор sitesпозволяет с нуля создать упрощенный небольшой сайт. Для создания сайта не требуется знания языков программирования и не требуется специальных знаний. Недостатки. Не позволяет на одной странице пользоваться разными видами шрифтов. Воспроизводит не все гаджеты.
Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, для использования которого необходимы электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Аккаунты Google (англ. Google Accounts — «аккаунт», «учётная запись»).
В своем электронном кабинете можно хранить документы, фотографии и другие важные данные.
В аккаунте можно создавать текстовые документы, таблицы, презентации, рисунки. Их можно размещать в Интернете для общего просмотра или для совместной работы с учащимися.
Можно использовать таблицы для размещения заданий, для контроля за продвижением работы учеников и выставления оценок.
Термин "сервисы веб 2.0" обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями, где они могут создавать собственные материалы: блоги, игры, вики-проекты, опросы, тесты, и т. д.
Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в во всех сферах технологии Web 2.0, наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.
Возможности применения технологии Web 2.0 в педагогической практике:
Использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях.
Самостоятельное создание сетевых учебных материалов. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания.
Участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов.
Наблюдение за деятельностью участников сообщества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью.
Майкл Фарадей (ученый физик) говорил: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия».
Домашний эксперимент – это особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету и формирования самостоятельности в познании.
При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения:
организационные (планирование эксперимента, подбор реактивов и оборудования, подготовка формы отчёта, рациональное использование средств, методов и приёмов);
технические (обращение с реактивами и оборудованием, сборка приборов, выполнение химических операций, соблюдение правил техники безопасности);
интеллектуальные (уточнение цели эксперимента, выдвижение гипотез, использование имеющихся знаний для описания наблюдаемых явлений, анализ результатов эксперимента, установление причинно-следственных связей, обобщение и выводы).
Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жёсткими временными рамками и могут выполнять эксперимент и не спешить при этом.
Роль учителя при организации домашнего эксперимента заключается в том, что он готовит инструкции и проверяет выполнение домашних опытов. Введение домашнего эксперимента в процесс обучения химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, развитию творческого химического мышления, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучаемому предмету, его практической направленности. Критериями для проведения таких опытов является их безопасность и доступность оборудования, реактивов.
30% времени школьной жизни ученика по требованиям ФГОС должно отводиться внеурочной занятости.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков: экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.