Домашний эксперимент – это особый вид самостоятельной работы учащихся, которую контролируют родители.
Введение домашнего эксперимента в процесс обучения химии будет способствовать формированию экспериментальных умений, развитию творческого химического мышления, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучаемому предмету, его практической направленности, формированию самостоятельности в познании.
При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения:
организационные (планирование эксперимента, подбор реактивов и оборудования, подготовка формы отчёта, рациональное использование средств, методов и приёмов);
технические (обращение с реактивами и оборудованием, сборка приборов, выполнение химических операций, соблюдение правил техники безопасности);
интеллектуальные (уточнение цели эксперимента, выдвижение гипотез, использование имеющихся знаний для описания наблюдаемых явлений, анализ результатов эксперимента, установление причинно-следственных связей, обобщение и выводы).
Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жёсткими временными рамками и могут выполнять эксперимент и не спешить при этом.
Роль учителя при организации домашнего эксперимента заключается в том, что он готовит инструкции и проверяет выполнение домашних опытов.
Критериями для проведения таких опытов является их безопасность и доступность оборудования, реактивов.
Майкл Фарадей (ученый физик) говорил: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия».
Домашний эксперимент – это особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету и формирования самостоятельности в познании.
При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения:
организационные (планирование эксперимента, подбор реактивов и оборудования, подготовка формы отчёта, рациональное использование средств, методов и приёмов);
технические (обращение с реактивами и оборудованием, сборка приборов, выполнение химических операций, соблюдение правил техники безопасности);
интеллектуальные (уточнение цели эксперимента, выдвижение гипотез, использование имеющихся знаний для описания наблюдаемых явлений, анализ результатов эксперимента, установление причинно-следственных связей, обобщение и выводы).
Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жёсткими временными рамками и могут выполнять эксперимент и не спешить при этом.
Роль учителя при организации домашнего эксперимента заключается в том, что он готовит инструкции и проверяет выполнение домашних опытов. Введение домашнего эксперимента в процесс обучения химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, развитию творческого химического мышления, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучаемому предмету, его практической направленности. Критериями для проведения таких опытов является их безопасность и доступность оборудования, реактивов.
30% времени школьной жизни ученика по требованиям ФГОС должно отводиться внеурочной занятости.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков: экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.
Особенности программ внеурочной деятельности школьников
Главное при разработке программ по любому виду внеурочной деятельности школьников:
Занятия должны быть социальной направленности.
Формы деятельности и содержание должны быть выстроены таким образом, чтобы они обеспечили устойчивое развитие воспитательных результатов одного из трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников необходимо достигать не только результатов, но, что более важно - эффектов деятельности.
Принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, спос
... Читать дальше »
Нормативно-правовая база для разработки программ внеурочной деятельности
Документы, на которые надо опираться при разработке рабочих программ по внеурочной деятельности:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, №1897.
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ.
Устав МБОУ.
План внеурочной деятельности в ... классах МБОУ.
Положение о внеурочной деятельности в МБОУ.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.
Конструктор программы внеурочной деятельности школьников
Разработать программу по любому виду внеурочной деятельности школьников можно с помощью методического конструктора программы внеурочной деятельности школьников.
Авторские программы по внеурочной деятельности "ЕстестваЗнания" и "Химический калейдоскоп" размещены на странице "Внеурочная деятельность".