Виртуальная экскурсия
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Дает педагогам возможность творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ.
Авторская виртуальная экскурсия в историю органической химии "Первые шаги органической химии" размещена на странице "Портфолио электронное. Самообразование".
Теоретический материал по разработке виртуальной экскурсии размещен на странице "Информационно-коммуникационные технологии".
В ходе экскурсии учитель организует свою деятельность таким образом, что учащимся знакомятся с объектами, на основе которых раскрывается тема, узнают об этих объектах необходимую информацию, овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. Материал экскурсии и мастерство учителя дают возможность учащимся анализировать, делать необходимые выводы.
Экскурсия - методически продуманный показ определенных объектов и явлений действительности в рамках изучаемой темы. Это сумма знаний, в специфической форме сообщаемых учащимся, и определенная система действий по их передаче. Если реальная экскурсия - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), и наблюдение объектов, включенных в маршрут, пояснения по ходу экскурсии, то виртуальная экскурсия не содержит передвижения и базируется на движении лишь объектов.
Составляющие экскурсии: композиция, сюжет, фабула, кульминация.
Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями "структура" и "конструкция".
Сюжет - несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Каждая экскурсия имеет свои функции и признаки. На уроки-экскурсии переносятся основные задачи обучения и воспитания: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
По времени проведения относительно изучаемых тем различают: вводные, сопутствующие и заключительные уроки - экскурсии.
По назначению экскурсия может быть:
- учебной (изучение нового материала или обобщение по теме, разделу или курсу),
- общеобразовательная (расширение общего кругозора),
- культурно-просветительная (повышение уровня знаний),
- культурно-воспитательная (усвоение знаний в сочетании с воспитанием),
- комбинированной (когда достигаются несколько целей).
По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические.
По форме проведения возможны:
- экскурсия-лекция;
- экскурсия-беседа;
- экскурсия-консультация (дает наглядные ответы на вопросы учащихся, служит одним из видов повышения уровня знаний);
- экскурсия-демонстрация (наглядная форма ознакомления учащихся с явлениями и объектами природы и общества);
Структурные элементы различных типов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными. Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:
- сообщение темы, цели и задач;
- актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- восприятие экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
- сообщение и систематизация знаний;
- подведение итогов экскурсии и сообщение учащимся индивидуальных заданий.
Экскурсия как вид деятельности.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсии.
Экскурсия как форма общения.
В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное.
В ходе прямого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи. При косвенном общении (чтение газет, журналов, книг, просмотр телепередач и фильмов, слушание радио и т.д.) отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию. Виртуальная экскурсия может также быть формой косвенного общения. Если она предназначена для дистанционного просмотра (самостоятельной деятельности учащегося).
Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность получить информацию, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий учащихся, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Практически общение во время виртуальной экскурсии представляет собой проявление коммуникативной компетентности в деятельности учителя-экскурсовода. И правильно организованное общение является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями учителя по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с детьми.
В целях повышения активности учащихся, учитель должен использовать интересные пояснения, вызов вопросов от учащихся. Заставить их размышлять, сопоставлять, подводить к оценкам и выводам – важные задачи виртуальной экскурсии.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
- как самостоятельная форма воспитания и обучения и как составная часть других форм обучения и воспитания;
- как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
- как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
- как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
- как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
- как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
- как форма культурно-просветительной работы;
- как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с виртуальными объектами.
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала учащимся развить способность и навыки видеть явления и процессы природы, события из разных областей жизни людей.
|