Теория поколений
Теория поколений создана в 1991 гг. американскими историками и социологами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Суть ее заключается в отказе от традиционной интерпретации различий только на основе возраста и характеристика поколения, исходя из их глубинных ценностей.
Классификация поколений XX-XXI вв.
1. Величайшее поколение – поколение Строителей (1900-1923).
2. Молчаливое поколение (1923-1943).
3. Поколение Беби-бумеров (1943-1963).
4. Поколение Х – Тринадцатое поколение (1963-1984).
Самое многочисленное поколение. Отличные психологи. Умеют адаптироваться к любым ситуациям, находить язык с разными группами и аудиторией. Самые самостоятельные из всех поколений. Они с детства были предоставлены сами себе: родители всегда были на работе. Свободное время X поводили на улице. Поэтому все умели делать сами – приготовить, одеться, сделать уроки. Ответственные, даже слишком. Не любят неоправданную похвалу в свой адрес, сами не щедры на нее. С детства приучены к мобильности и самостоятельности (кружки, секции, лагеря). Успех для них – стабильная работа, машина, дом (квартира), семья и состояние «солнца», как в детстве.
5. Поколение Y - поколение Миллениума (миллениалы), поколение социальных сетей (1984-2000).
Миллениалов называли «первым цифровым глобальным поколением», которое взрослело вместе с развитием интернета. Более 2,5 млрд. человек относятся к поколению Y (24 млн. в России). К 2020 году они будут составлять 50% трудоспособного населения, а к 2030 - 75%. У них часто несколько гаджетов, они много времени проводят в соцсетях. Потребитель-Y знает, какой товар и по какой цене ему нужен. При этом ему все равно нужны рекомендации консультанта и реклама. Когда дело касается покупок, его «доверенное лицо» – интернет. Y не торопятся начинать самостоятельную жизнь, обзаводиться собственным домом. Их привычная модель жизни – съемное жилье, часто на несколько человек, зато в центре, – новая модель коммуналок. Они не хотят концентрироваться только на решении профессиональных задач, как их родители, поэтому говорят о балансе работа–жизнь. Совмещают учебу и работу с занятиями спортом, музыкой и другими увлечениями – им важно найти себя и получить психологический комфорт, в том числе на рабочем месте. Престижная работа и высокая должность не самоцель. Из-за развития соцсетей постоянно сравнивают себя с другими и испытывают неуверенность. Волнуются из-за непонимания своего будущего. Оптимизм миллениалов зародился в основном благодаря их заботливым родителям, «бэбибумерам», и достаточно беззаботному детству. У родителей-миллениалов все менее радужно: их дети выросли во время экономического кризиса, а это значит, что общее благосостояние семей миллениалов упало на 45%.
6. Поколение Z - поколение Сети (2000-2024, н/в) (постмиллениаламы, линкстеры, центениалы).
Готовится войти во взрослую жизнь. К 2020 году представители этого поколения будут составлять около трети населения земного шара, поэтому уже сейчас пора задуматься: чего же они хотят от жизни и чем отличаются от предшествующих поколений? Поколение Z правильнее назвать «домоседами». Дети этого поколения все время под присмотром, их практически никуда не отпускают одних. Еще их называют «поколением национальной безопасности», потому что именно ей уделяют особое внимание в школах, детских садах, дома. Из-за этого у поколения сложилось ощущение небезопасности в обществе. Информация про Z предварительная, поскольку точно определить ценности поколения можно, лишь когда его представителям исполнится 18 лет. Но уже сейчас можно отметить, что материальные ценности для них не главное. А вот бережливое отношение к вещам, как к своим, так и к чужим важно. Они будут искать работу по душе. Им необходимо простое понятное счастье: создать семью, устроиться на хорошую работу. Любят родителей, выстраивают близкие отношения, им нравится заботиться, мечтают о собственной семье и детях. Быть умным – модно, поэтому Z много читают, изучают несколько языков и хотят быть развитыми в разных сферах. Хорошо держат внимание на уроках и лекциях. Поколение постмиллениалов родилось в Сети, и теперь количество «интернет-зависимых» среди поколения Z превышает количество цифровых аддиктов среди миллениалов на 25%. Более 40% постмиллениалов считают себя не разрывно связанными с портативными устройствами. 77% поколения Z ожидают, что им придется бороться за рабочие места агрессивнее, чем миллениалам.
|