Электронная тетрадь (ЭТ) - рабочая тетрадь ученика по предмету, созданная в электронной форме.
ЭТ позволяют размещать теоретический материал большого объема, дополнительный материл, ссылки на визуальные материалы, интерактивные заданийе, есть возможность обновления, дополнения, замены информации.
С ее помощью учителю легко отследить выполнение работы в электронном варианте, написать свои комментарии, рекомендации, оценить работу, вести обсуждение по мере выполнения заданий.
Можно организовать совместная работа над заданиями.
Диагностическая карта анализа эффективности урока с учетом требований ФГОС
Диагностическая карта урока содержит показатели реального результата решения дидактических задач различных этапов урока. Каждый показатель оценивается баллами, максимальный балл - 3. Максимальное количество набранных баллов может быть 87.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Технологическая карта урока по ФГОС - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Педагогическая диагностика в обучении - требование ФГОС
В традиционной дидактике наряду с родовым понятием контроль, выделяют составные понятия – проверка, оценка и учет знаний.
В современной дидактике контроль, проверка и оценка результатов обучения трактуется как педагогическая диагностика.
Контроль - это операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями, стандартами.
Проверка - процесс выявления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. Проверка – это составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Учет успеваемости – это фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
Оценка – это суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком, от нее зависит вся ориентировочная и вообще любая деятельность в целом.
Отметка – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату.
Согласно закону РФ «Об образовании», основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования являются государственные образовательные станда
... Читать дальше »
Один из метапредметных результатов образования звучит так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах», а в стандарте основного образования один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».
Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. А.А. Леонтьев пришел к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта.
В соответствии со стандартами второго поколения на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ:
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В отличие от знаний – информации, присвоенной человеком, - компетентность существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
В отличие от умения – подготовленности к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки, - компетентность переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности.
В отличие от навыка – действия, выполняемого автоматически, - компетентность связана с осознанием деятельности.
От всех перечисленных выше результатов образования компетентность отличают следующие признаки:
компетентность является интегрированным результатом образования;
компетентность формируется и проявляется исключительно в деятельности.
Классификация УУД, рекомендации по развитию УУД, задания из учебника для формирования УУД размещены на странице "Школьное образование. ФГОС, УУД".
во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
в третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале.
Структура КОЗов задаётся следующими элементами:
Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).
Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).
Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).
Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата). [2]
КОЗы базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.
«Компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества.
«Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Что такое «ключевые компетенции»?
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметнъш характер и необходимы в любой области деятельности.
Методические рекомендации и оценочный лист самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог», размещены на странице "Школьное образование. Профстандарт педагога".
План и методические рекомендации профессионального развития учителя, на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности, размещены на странице "Школьное образование. Профстандарт педагога".
Отличие стандартов второго поколения от стандартов первого поколения - одно из главных отличий: стандарты первого поколения ориентированы на процесс, а стандарты второго поколения ориентированны на результат. Учитель должен, выбирая содержание, брать за основу планируемые результаты.
Планируемые результаты, в соответствии с ФГОС, определены (заданы):
1.личностные (в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий);
2.метапредметные (в междисциплинарных программах);
3.предметные (в учебных программах по предметам).